Микрофинансовая организация


Рынок микрокредитования

Услуга востребована среди слоев населения с доходом ниже среднего. Чаще всего такие кредиты берутся на неотложные нужды “до зарплаты”. Основное конкурентное преимущество перед ломбардами и традиционным банковским кредитованием – доступность такого кредита по двум или даже одному документу без залога. Однако, низкие требования к заемщикам порождают высокий уровень невозвратов. Прибыль формируется за счет ссудного процента, начисляемого, как правило, на ежедневной основе. В пересчете на годовые получаются сотни процентов.

Целевая аудитория

Как правило, это несколько категорий граждан с доходом ниже среднего: сотрудники бюджетных организаций, молодые люди, одинокие матери. Небольшой процент клиентов микрофинансовых организаций составляют и люди с более высоким доходом.

Конкуренция

Уровень конкуренции можно оценить как средний. Появляются игроки, работающие по сетевому принципу по всей территории страны. Для открытия микрофинансовой организации рекомендуем рассмотреть вариант покупки франшизы.

Микрофинансовая организация

Помещение

Формально микрокредитная организация может законно работать и без офиса. Но если речь идет о создании узнаваемого в городе или регионе бренда, то обзавестись помещением желательно. Офис небольшой компании по выдаче краткосрочных займов можно разместить на площади порядка 20 кв.м. Структура помещения может быть такой:

Помещение Площадь, кв.м
Зал для обслуживания 12
Касса 4
Сейфовая комната 4

Стоимость месячной аренды: 25-30 тыс. руб. (Москва), 15-20 тыс. (регионы). Предстоят вложения в ремонт под дизайн бренда: 300 тыс. руб. Всего расходов на помещение в первый год бизнеса: 600-650 тыс. (Москва), 480-550 тыс. (регионы).

Оборудование

В расчете на 1 рабочее место менеджера по выдаче займов, потребуется приобрести следующий спектр оборудования:

Наименование Цена, руб
Компьютер или ноутбук 30 000
Принтер (МФУ) 10 000
Кассовый аппарат 10 000
Телефонный аппарат 5 000
Итого 55 000

Также, чтобы клиентам и сотрудникам было комфортно в офисе, желательно установить кондиционер (30 тыс. руб.), кофе-машину (15 тыс.), стерео систему (20 тыс.).

Всего вложений в оборудование: 100 тыс. руб.

Персонал

Для обслуживания клиентов в стандартные рабочие часы в будни – с 9:00 до 18:00, необходимо пригласить менеджера на полную ставку. Его ориентировочная зарплата: 40-45 тыс. руб. (Москва), 25-30 тыс. (регионы).

На аутсорсинге:

Расходы (в год) Цена, руб
Бухгалтер 10 000
Охрана 20 000
Инкассация 10 000

Микрофинансовая организация

Коллекторские услуги, как правило, оказываются под проценты от долгов. С учетом выплат в ПФР, ФСС и ФОМС соразмерно зарплате менеджера, годовые расходы на персонал: 660-700 тыс. руб. (Москва), 430-450 тыс. (регионы).

Реклама

Для рекламы микрофинансовой организации придется подключать все доступные источники. Это и наружная реклама в местах непосредственной близости от офиса, и реклама в газетах бесплатных объявлений, и реклама в интернете. Определите способ отслеживания эффективности каждого канала (например, отдельные номера телефонов) и ведите статистику обращений и выданных кредитов. Через некоторое время сможете оптимизировать издержки за счет усиления эффективных каналов и отключения убыточных.

Документы

Микрокредитные организации не относятся к банковским, поэтому законодательных требований к ним совсем немного. Нужно:

  1. Зарегистрироваться как юрлицо (проще всего как ООО).
  2. Направить документы в ближайший территориальный орган Центробанка с целью включения фирмы в Реестр микрофинансовых организаций следующие документы:
    • заявление по установленной форме
    • копии свидетельства о регистрации юрлица, учредительных документов (устава, решения о создании фирмы и утверждении органов управления)
    • выписку с расчетного счета об оплате госпошлины за внесение в Реестр (1000 руб.)

Всего расходов, с учетом госпошлины (в основном, это регистрация в ФНС, открытие расчетного счета, внесение уставного капитала): 15 тыс. руб.

Прогноз по выручке и прибыли

Основные расходы микрофинансовой организации в первый год бизнеса (помещение, персонал, оборудование, регистрация): 1,4-1,6 млн. руб. (Москва), 1-1,2 млн. (регионы).

При работе в сегменте “pay day loans” (займы под ежедневный процент) – основном для микрокредитных организаций фирма с узнаваемым брендом может рассчитывать на такие показатели:

  • выдача 4-5 кредитов в день
  • средняя сумма займа: 4,5-5 тыс. руб. (Москва), 3,5-4 тыс. (регионы)
  • средняя продолжительность займа: 25 дней

При среднерыночной ежедневной ставке в 1,5% ожидаемая выручка в месяц может составить 200-220 тыс. руб. (Москва), 150-170 тыс. (регионы). Следует ожидать, что выручка может уменьшиться соразмерно со cредним по рынку невозвратом (“несобираемые” займы) примерно на 20%.

Итоговый прогноз по выручке: 160-180 тыс. (Москва), 120-140 тыс. (регионы). Рентабельность бизнеса в первый год: порядка 30%. По факту окупаемости расходов на ремонт и оборудование: порядка 45-50%.

Вложения:

Отрасль: Финансы

Leave a Reply