1. Бизнес
  2. /
  3. Ведение бизнеса
  4. /
  5. Франшиза для бизнеса

22 марта, 2021

Франшиза для бизнеса

Что такое франшиза, кому она подходит и как начать бизнес по модели франшизы?

Один из распространенных способов открыть свой бизнес — купить франшизу или заключить договор франчайзинга. Это значит, что вы будете вести бизнес под брендом известной компании и пользоваться ее поддержкой, но за это делать отчисления установленного размера.

Основные понятия

Итак, франшиза — право запустить свой бизнес под брендом другой компании. Это означает, что вы получите проверенную бизнес-модель, помощь, а в ряде случаев и рекламную поддержку, которая чаще всего недоступна малому бизнесу на старте.

Франчайзор — компания, которая передает франшизу.

Франчайзи — компания или предприниматель, который покупает франшизу.

Франчайзинг — система взаимоотношений между франчайзором и франчайзи.

Паушальный взнос — разовый платеж при покупке франшизы.

Роялти — регулярное вознаграждение, которое франчайзи выплачивает франчайзору.

Сумма инвестиций — общий объем затрат, которые нужно осуществить франчайзи для начала деятельности.

Зачем нужна франшиза?

Франшиза может быть одинаково выгодна как для франчайзора, так и для франчайзи. Для франчайзора:

  1. Способ масштабирования бизнеса;
  2. Увеличение географии присутствия;
  3. Снижение издержек на расширение бизнеса;
  4. Получение дополнительной прибыли;
  5. и тд

Для предпринимателя, который покупает франшизу:

  1. Снижение рисков при запуске нового бизнеса;
  2. Получение проверенной бизнес-модели;
  3. В ряде случаев — рекламная поддержка;
  4. и тп.

Таким образом можно сказать, что франшиза — взаимовыгодный процесс, когда начинающий предприниматель присоединяется к работающей бизнес-модели, а бренд увеличивает свое присутствие и расширяет бизнес.

Основные компоненты франшизы

Если рассматривать франшизу как систему взаимоотношений, то можно обозначить 3 основных компонента:

  1. Бренд;
  2. Бизнес-модель;
  3. Контроль.

Бренд

Бренд — воплощение общей репутации компании среди потребителей. Наличие сильного бренда поможет выигрывать конкуренцию, если на территории представлено несколько поставщиков товара или услуги.

Когда предприниматель покупает франшизу, он автоматически приобретает все плюсы и минусы репутации бренда. В большинстве случаев любой крупный бренд ведет деятельность, направленную на узнаваемость:

  1. Медийная реклама на ТВ;
  2. PR;
  3. Работа с негативом.

Чтобы передать право на использование товарного знака, должен быть заключен договор концессии или лицензионный договор.

Бренды, которые действительно дорожат своей репутацией, будут следить за тем, чтобы франчайзи соответствовал всем принятым стандартам.

Бизнес-модель

Для успешного развития бизнеса недостаточно повесить вывеску известного бренда. Важно организовать работу таким образом, чтобы работа на новом участке соответствовала стандартам компании. И приносила прибыль франчайзи. Это значит, что в хорошей франшизе вместе с брендом передается и бизнес-модель.

Крупные бренды проводят обучение партнеров своей бизнес модели. В ряде случаев покупка франшизы невозможна без прохождения такого обучения.

Контроль

Даже если франчайзи пришел обучение, важно организовать обратную связь, чтобы можно было оперативно выявить проблемы.

Таким образом, помимо поддержки головная компания берет на себя функцию контроля. Многие могут выражать по этому поводу недовольство. Однако следует понимать, что:

  1. Репутация бренда не должна подвергаться опасности;
  2. Контроль позволит франчайзи избежать серьезных проблем.

Контроль может происходить несколькими способами.

  • Обычная выездная или дистанционная проверка;
  • Система бонусов, которая учитывает выполнение стандартов компании;
  • Общая IT инфраструктура, которая позволяет не только контролировать, но и автоматизировать многие процессы предприятия.

Стоимость франшизы

Стоимость франшизы обычно складывается из первоначального (паушального) взноса и регулярного платежа (роялти). В некоторых случаях одного из этих платежей может не быть.

Паушальный взнос — это разовый платеж, связанный с началом деятельности франчайзи. Он включает в себя расходы, связанные с передачей бизнес-модели, права использования интеллектуальной собственности, обучению.

Размер паушального взноса зависит от условий конкретной франшизы:

  • Узнаваемость бренда;
  • Бизнес-модель;

Роялти — регулярное отчисление за поддержку. Зависит от условий франшизы:

  • Рекламная поддержка;
  • Бизнес-модель;

Франшизы предлагают различные условия, в которых размеры паушальных взносов и роялти могут варьироваться в очень широком диапазоне.

Например, франшиза агентского бизнеса, при котором франчайзи занимается только обработкой входящих обращений, может иметь минимальный паушальный взнос (или вообще его не иметь), но роялти при этом может достигать 50%.

И напротив, если франшиза предполагает значительный уровень инвестиций, то роялти может быть сведена к минимуму.

Виды франшиз

По виду сотрудничества:

  1. Товарная — открытие магазина по продаже товара на определенной территории;
  2. Сервисная — оказание услуг населению или бизнесу;
  3. Производственная — производство товаров под маркой бренда.

По территориальному признаку:

  1. Исключительная — на определенной территории может работать только один франчайзи;
  2. Неисключительная — несколько франчайзи могут работать на одной территории;
  3. Мастер-франшиза — позволяет продавать франшизы и собирать роялти на определенной территории

Существуют и другие типы франшиз для бизнеса:

  • Дочерняя — когда франчайзор покупает франчайзинговую сеть и интегрирует ее в свою без «смены вывески»;
  • Обратная — когда франчайзор делает франчайзи ежемесячные платежи.

Плюсы и минусы франшизы

В чем преимущества и недостатки покупки франшизы по сравнению с открытием собственного бизнеса? Начнем с минусов:

  1. Необходимость соблюдать правила бизнес-модели бренда;
  2. Дополнительные издержки в виде паушального взноса и роялти;

Теперь плюсы:

  1. Работа под маркой известного бренда;
  2. Рекламная поддержка;
  3. Проверенная бизнес-модель;
  4. Поставщики;
  5. Маркетинговые материалы.

Прямое сравнение расходов не будет корректным, так как начинающий предприниматель обязательно допустит ряд ошибок, которые в результате могут стоить значительно дороже, чем расходы на хорошую франшизу.

Опытный предприниматель, возможно, выберет вариант создания бизнеса «с нуля».

Как купить франшизу

Покупку франшизы лучше всего начать с определения сферы деятельности, в которой вы хотите работать. Далее следует найти ведущих игроков в этой сфере на российском рынке и выяснить, есть ли у этих компаний предложение по франшизе.

Далее отсортировываете варианты по степени доступности с точки зрения паушального взноса и суммы инвестиций.

На что обратить внимание

  1. История компании. Как давно она работает, насколько известен бренд;
  2. Количество франчайзи. Велика ли сеть и как быстро она прирастает;
  3. Степень поддержки. Какая поддержка оказывается франчайзи;
  4. Полнота бизнес-модели. Насколько детально расписан процесс;

Если франчайзинговая сеть быстро расширяется, это повод предположить, что процесс отработан. Если бренд компании узнаваем, реклама идет по центральным каналам, то это тоже отличный признак.

Чем полнее представлен порядок взаимодействия, тем более детально проработаны все возможные ситуации, которые могут возникнуть в ходе работы.

Разумеется, выбор франшизы это всегда поиск компромисса. Идеальные франшизы с минимальными рисками, как правило, не предполагают высокого уровня доходности.

Договор франшизы

В России юридическое оформление франчайзнговой деятельности осуществляется с помощью:

  • Договора коммерческой концессии
  • Лицензионного договора
  • Агентского договора

Вас может заинтересовать

ИП или самозанятость?

ИП или самозанятость?

Франшиза для бизнеса

Франшиза для бизнеса

Реклама для интернет-магазина

Реклама для интернет-магазина

Реклама для автосервиса

Реклама для автосервиса
>