Бизнес / Бизнес-планы /
Многим россиянам не видится привлекательной покупка квартиры в многоэтажке, и они предпочитают альтернативу - строительство собственного дома или коттеджа.
Приведенный бизнес план строительства домов является приблизительным, но вы можете взять его за основу и использовать реальные цифры исходя из ваших реальных условий.
Дополнительный стимул к росту рынка услуг по строительству коттеджей - упрощение и удешевление технологий, что позволяет бригадам обслуживать большее количество заказов.
ЦА для поставщиков услуг по строительству коттеджей - работающие люди с достатком выше среднего в возрасте 30-55 лет, как правило, семейные. Они же будут основными фактическими плательщиками за своих родителей-пенсионеров, если те - заказчики услуг. К переезду за город обычно сильнее тяготеют жители центральных и промышленных районов, с годами устающие от окружающих шумов.
Услуги по строительству коттеджей востребованы, особенно в городах юга России, куда традиционно стремятся переехать более обеспеченные северяне. Там есть возможность не просто жить за городом, но и вести небольшое хозяйство или иметь сад.
Загородные дома также популярны среди жителей мегаполисов, уставших от городского шума и суеты. Кроме того, стоимость квадратного метра коттеджа и коммунальные услуги значительно ниже, чем у квартиры соизмеримой площади.
Конкуренцию на рынке строительства коттеджей можно охарактеризовать как умеренную. С одной стороны, порог входа в бизнес достаточно высокий: требуются вложения в технику, стройматериалы и квалифицированный персонал. Фактически, все игроки рынка - это самостоятельные строительные компании.
Бригады, работающие неофициально, по "объявлениям", имеют мало шансов получить хороший заказ: предоплату в больших суммах им никто не даст, а своих средств в достаточном объеме у них, скорее всего, нет. С другой стороны, емкость рынка пока что небольшая (если сравнивать со строительством многоквартирных домов), хотя она с годами и растет.
Хороший бизнес план строительства домов должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Поскольку бизнес по строительству коттеджей придется вести в ранге полноценной строительной фирмы, потребуется арендовать сразу несколько помещений.
Во-первых, это офис для встреч с клиентами. Оптимальная площадь: 20-25 кв.м. Его месячная аренда обойдется в 25-30 тыс. руб. (Москва), 15-20 тыс. (регионы). В первый год предстоит вложиться в ремонт - это обойдется примерно в 300-350 тыс. руб.
Во-вторых, потребуется помещение складского типа под оборудование, некоторые материалы и инвентарь. Оптимальная площадь: 30-35 кв.м. Месячная такого склада будет стоить порядка 15-20 тыс. руб. (Москва), 8-10 тыс. (регионы).
Всего вложений в помещения в первый год работы: 1,2-1,4 млн. руб. (Москва), 800-900 тыс. (регионы).
Из расчета на работу небольшой бригады в 10 человек понадобится следующий комплект инструментов:
Наименование | Количество | Цена, руб | Итого |
Перфоратор | 2 | 10 000 | 20000 |
Дрель | 2 | 10 000 | 20000 |
Шуруповерт | 5 | 10 000 | 50000 |
Электролобзик | 2 | 5 000 | 10000 |
Болгарка | 2 | 20 000 | 40000 |
Электрорубанок | 2 | 10 000 | 20000 |
Лазерный уровень | 1 | 5 000 | 5000 |
Итого | 165000 |
Для перевозки части стройматериалов и инвентаря также потребуется грузовой автомобиль. Выгоднее купить его в собственность, чем арендовать. Оптимальный вариант - грузовой "Соболь", он стоит 400-450 тыс. руб.
Всего вложений в оборудование и в автомобиль: 470-520 тыс. руб.
Периодически предстоит заказывать различную спецтехнику (автокраны, погрузчики, бульдозеры и т.д.). В среднем 1 час аренды машин стоит 1200-1500 руб. Для строительства коттеджа площадью 120-150 кв.м. среднее количество часов аренды спецтехники в месяц - 250-300 часов.
Расходы на аренду спецтехники в год: 3,6-4 млн. руб. Всего расходов в первый год на технику и оборудование: 4,1-4,5 млн. руб.
Оптимальный штат бригады мастеров небольшой строительной компании: 10 человек. В их числе могут быть представлены специалисты таких профессий:
Специальность | Кол-во, чел | ЗП, руб | Итого, руб |
Плотник | 2 | 45000 | 90000 |
Разнорабочий | 4 | 30000 | 120000 |
Каменщик | 2 | 50 000 | 100000 |
Кровельщик | 1 | 50 000 | 50000 |
Сварщик | 1 | 50 000 | 50000 |
Менеджер | 1 | 30 000 | 30000 |
Итого | 11 | 440000 |
В рамках аутсорсинга (обычно, 1-2 раза на один проект на несколько дней) можно обращаться к услугам таких специалистов (цена в рублях):
Всего годовых расходов на персонал: 8,7-8,9 млн. руб. (Москва), 6,1-6,3 млн. (регионы).
Для рекламы придется приложить немало усилий. Так как стоимость объекта высока, то и обработка потенциального клиента должна вестись на соответствующем уровне.
Придется сделать сайт с исчерпывающей информацией и объектах на продажу. Его полноценное продвижение в среднем будет обходиться в 50-100 тысяч рублей в месяц.
Читайте подробнее о том, как разместить рекламу в интернете.
Параллельно можно давать рекламу в печатных СМИ, но рекомендуем отслеживать звонки оттуда с помощью выделенных номеров телефона.
Несколько лет назад лицензирование деятельности строительных фирм было отменено. Теперь для строительной деятельности необходимо вступить и получить допуск в Саморегулируемой организации (СРО). Стоимость и требования нужно уточнять в конкретной саморегулирующейся организации.
В год одна строительная бригада может выполнить порядка 4 проектов по возведению коттеджей средней площадью 120 кв.м. Рыночная стоимость строительства 1 кв.м. загородного жилья - 50-60 тыс. руб. (пригороды Москвы), 35-40 тыс. (пригороды крупных городов в регионах). В год московская фирма сможет выручить порядка 24-27 млн. руб., региональная - 17-19 млн.
Расходы (персонал, оборудование, аренда помещений) в первый год: 14-15 млн. руб. (Москва), 11-12 млн. (регионы). Рентабельность бизнеса в первый год: 35-40% при условии выполнения 4 проектов по средним рыночным ценам.