Бизнес / Бизнес-планы /
Приведенный бизнес план агентства недвижимости является приблизительным, но вы можете взять его за основу и использовать реальные цифры исходя из ваших реальных условий.
Российский рынок недвижимости почти во всех сегментах (эконом-класс, элитное жилье, коммерческая недвижимость), по прогнозам экспертов, в ближайшие годы будет расти.
В сегменте жилой недвижимости – благодаря растущей доступности ипотеки (в том числе за счет госпрограмм), в коммерческом сегменте – из-за политической обстановки (российские инвесторы переориентируются на внутренний рынок).
Открывая агентство недвижимости, можно начать работу на уровне эконом-класса – в сегменте жилой и коммерческой недвижимости.
Главными клиентами по профилю жилой недвижимости будут семьи с детьми. По профилю коммерческой – владельцы малых и средних бизнесов, региональных сетевых брендов.
Набравшись опыта и наладив связи, можно переходить в элитный сегмент. Там целевыми клиентами станут (в жилом сегменте): предприниматели, чиновники, спортсмены высших лиг (футбольных, хоккейных).
Элитная коммерческая недвижимость интересует, в основном, госмонополии, крупнейшие федеральные и международные бренды, банки и другие финансовые структуры.
Хороший бизнес план агентства недвижимости должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Очень велика во всех сегментах из-за низкого порога входа на рынок. Но при этом емкость рынка также большая. Риэлторы, качественно выполняющие свою работу, вполне способны переманивать клиентов даже от состоявшихся, крупных фирм.
Главные конкурентные преимущества риэлторов: знание законов, эффективное планирование, умение убеждать, элементарная вежливость и тактичность.
Хороший бизнес план агентства недвижимости должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Начинающая риэлторская фирма может обойтись небольшим офисом в 12-15 кв. метров. В нем будет вестись, в основном, работа с клиентами, ведение документооборота, совещания, планерки.
Возможна работа совсем без офиса, что особенно важно на начальных стадиях.
Обойдется такой офис в 20-25 тыс. рублей (в Москве), 12-14 тыс. (в регионах). Возможно, придется сделать небольшой ремонт (50-70 тыс.)
Если арендодатель выполняет основные требования по пожарной безопасности (2 огнетушителя на 200 кв.м. площади, план эвакуации, цветные стрелки к путям на стенах), то Пожарный надзор ничего проверять не будет. По профилю СЭС требований нет.
Расходы на помещение в год: 290-350 тыс. (Москва), 190-220 тыс. (регионы).
Кроме стандартной для всех бизнесов офисной и контрольно-кассовой техники, из оборудования могут понадобиться GPS-навигаторы (чтобы риэлторы быстрее находили нужные дома и эффективнее работали, стоимость – 5 тыс. руб.).
Понадобятся персональные офисные ноутбуки (чтобы каждый сотрудник вел свой документооборот на работе в соответствии с Законом №152 «О персональных данных», стоимость – 25 тыс.).<.p>
С расчетом, что в фирме будут работать 3 человека, расходы на оборудование составят 90 тыс. руб.
Начинающему предпринимателю-риэлтору можно пригласить на работу 3 специалистов (большее количество труднее скоординировать). Можно начинать только своими силами.
Риэлторы почти всегда работают только за процент от продаж. Поэтому расходов на зарплату как таковых нет. Трудовые отношения можно оформлять по гражданско-правовым договорам (важный нюанс – все равно надо платить взносы в ПФР и ФСС, примерно 30%).
Специальность по диплому значения не имеет, но желательно, чтобы человек разбирался в законах о недвижимости.
В России часто бывает, что риэлторы, наработав клиентскую базу, отзывы и рекомендации, уходят из агентства по недвижимости и работают самостоятельно.
Даже если работодатель в виде исключения предлагает стабильный оклад – человек, видя, какие проценты он мог бы получить, хочет начать работать на себя. Предпринимателю, открывшему риэлторское агентство, нужно учитывать «текучку».
Обязательно нужно нанять в штат профессионального юриста (зарплата – 70-75 тыс. руб. в Москве, 60-65 тыс. в регионах, 30% сверх этих цифр – обязательные взносы в ПФР и ФСС).
Для привлечения клиентов для агенства недвижимости используют как рекламу в интернете, так и работу на посещаемых тематических площадках: досках объявлений, газетах и журналах, где публикуются объявления о продаже недвижимости. Есть 2 базовых подхода:
Основная задача рекламной кампании - сбор и поддержание в актуальном состоянии базы заинтересованных лиц. Для этого хорошо подойдет CRM. Подробнее читайте в статье CRM для малого бизнеса.
Для риэлторской деятельности не нужны лицензии и разрешения. Предприниматель-риэлтор может работать как ИП или самозанятый. Расходы на получение свидетельства в ФНС – около 2 тыс. руб.
Подробности в статье В чем отличие ИП и самозанятого.
Заработок риэлтора зависит от сегмента, в котором ведутся продажи, а также от типа сделок (аренда или продажа).
Стандартная комиссия при аренде – 100% размер ежемесячной платы. С нее платится вознаграждение в 30-35% сотруднику (и еще 30% от этой суммы в качестве взносов в ПФР и ФСС). В итоге владелец агентства недвижимости получает в кассу около 53-60% от комиссии.
Стандартная комиссия при купле-продаже – 5% от всей суммы сделки. Сотрудник получает от нее те же 30-35% вознаграждения (с которого работодатель платит 30% в ПФР и ФСС). Владелец агентства недвижимости в итоге получает в кассу 2,7-3% от суммы сделки.
В среднем, один хороший агент закрывает 1 сделку в месяц по купле-продаже и примерно 5 – по аренде.
Пример заработка московского агентства в эконом-сегменте (жилая недвижимость). В Москве средняя цена аренды однокомнатной квартиры эконом-класса – 30 тыс. руб. в месяц. Средняя цена при продаже – 7 млн. руб.
При 5 сделках по аренде комиссия агентства составит 150 тыс. руб. Чистая прибыль при вознаграждении агента в 30% составит 90 тыс. руб.
При 1 сделке по продаже комиссия агентства составит 350 тыс. Чистая прибыль – 210 тыс. руб.
Если в компании работают 3 риэлтора, то совокупная чистая прибыль может ожидаться около 900 тыс. руб. в месяц.