Бизнес / Бизнес-планы /
Овощи - неотъемлемая часть рецепта большинства традиционных российских блюд. Свежие, вкусные плоды всегда востребованы нашим покупателем.
В силу известных политических событий овощи отечественного происхождения с невиданной скоростью заполоняют прилавки магазинов. Бизнес на их выращивании - одна из самых перспективных ниш.
Приведенный бизнес план теплицы является приблизительным, но вы можете взять его за основу и использовать реальные цифры исходя из ваших реальных условий.
Еще до того, как на поставку овощей из западных стран были наложены санкции, конкуренция в сегменте тепличных хозяйств не отмечалась экспертами как высокая. Теперь же спрос намного превышает предложение.
Многие фермеры, взаимоотношения которых некоторое время назад чем-то могли быть похожими на конкуренцию, активно объединяют свои усилия для совместной экспансии в освободившихся рыночных нишах.
Хороший бизнес план теплицы должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Основной актив - теплица, рассчитанная на использование в любое время года. Оптимальная площадь этого сооружения для начинающего владельца фермы - 300-350 кв.м. Важнейшие требования к материалам изготовления теплиц - высокая пропускаемость солнечного света, а также низкая теплоотдача. Оптимально подходящий материал - сотовый поликарбонат.
Грунт, на котором ставится теплица, не должен по весне подтапливаться талой водой - теплица может деформироваться. А если будут заморозки, то образовавшийся лет может серьезно повредить сооружение. Расходы на строительство одной теплицы могут составить около 100 тыс. руб. Для фермерского хозяйства, претендующего на статус постоянного поставщика для ритейлеров, понадобится порядка 4 теплиц.
Всего вложений в теплицы: 400 тыс. руб.
Главная функция теплицы - поддержание оптимальной температуры. В теплое время года фермер должен отслеживать, чтобы температура внутри сооружения не была слишком высокой с помощью термостата (5 тыс. руб.), и при необходимости проветривать теплицу.
Зимой понадобится система обогрева, оснащенная терморегулятором (30 тыс. руб.). В течение всего года фермер также будет использовать систему автоматического полива (30 тыс.).
Всего вложений для 4 теплиц: 260 тыс. руб.
Для управления 4 теплицами достаточно нанять агронома, работающего на полставки днем (зарплата - 20 тыс. руб.), а также рабочего для слежения за функциональностью сооружений в ночную смену (зарплата - 15 тыс. руб.).
Возможны дополнительные расходы:
Годовые затраты на персонал с платежами в ПФР, ФСС и ФОМС: 546 тыс. руб.
Тепличное хозяйство - это, в основном B2B-фирма, занимающаяся поставкой овощей под реализацию ритейлерам. Таким образом, ядро целевой аудитории - это розничные продуктовые сети.
Вместе с тем, физлица также покупают овощи у частных фермеров, особенно, если речь идет о сегменте "экопродуктов", выращенных без химикатов, пестицидов и стимуляторов роста.
В общем объеме фермерской выручки доля продаж напрямую потребителям пока небольшая, но она уверенно растет.
Когда вы будете составлять бизнес план теплицы, нужно упомянуть рекламные каналы.
При рекламе теплицы возможно 2 ключевых направления:
Первое направление можно охватить путем прямых контактов с местными ресторанами, кафе и магазинами.
Для работы по второму направлению потребуется создать сайт и запустить рекламу в интернете.
Более подробно мы писали в статье Реклама для малого бизнеса.
Вести фермерскую деятельность можно в статусе ИП. Расходы на оформление свидетельства в налоговой - 2 тыс. руб.
Если фермер планирует поставлять продукцию ритейлерам, то будет необходимо получить несколько видов разрешительных документов:
При обращении в посреднические структуры расходы на оформление составят около 30 тыс. руб.
При круглогодичном сборе урожая можно рассчитывать на выход с 1 кв.метра:
Ожидаемая выручка с 1200 кв.м. общей площади всех теплиц: 1,2-1,3 млн. руб.
Расходы в первый год (постройка теплиц, оборудование, персонал): 1,2 млн. руб.
Сопутствующие основным расходам издержки (удобрения, семена, электричество, вода): 200 тыс.
Рентабельность в первый год отрицательная. Но уже во второй год, когда окупятся вложения в строительство и оборудование, рентабельность может вырасти до 40% при условии заданных цен и сохраняющихся показателях урожайности.