Бизнес / Бизнес-планы /
Антикафе — российское изобретение. До последнего момента данный формат работы заведений общепита был практически неизвестен за рубежом. Его автор — предприниматель Иван Митин.
Приведенный бизнес план антикафе является приблизительным, но вы можете взять его за основу и использовать реальные цифры исходя из ваших реальных условий.
Первые известные антикафе появились в 2011-2012 годах. Этот рынок — очень молодой. Суть антикафе — продавать посетителям времяпровождение в заведении.
В стоимость оплаченных минут или часов иногда входят недорогие угощения — чай, кофе, печенье. Владельцы многих антикафе разрешают посещать заведения со своей едой и напитками.
Ядро целевой аудитории антикафе — молодежь от 18 до 30 лет. Как правило, в таких заведениях не продают алкоголь (и с собой его приносить тоже нельзя), поэтому их часто посещают дети.
Формат антикафе удобен для фрилансеров, которые работают удаленно.
Поскольку сегмент — новый, конкуренция между однотипными бизнесами практически отсутствует. Главный конкурент антикафе — традиционные заведения общепита.
Основное конкурентное преимущество организаций, придуманных Иваном Митиным — возможность общаться в комфортной и непринужденной обстановке.
В традиционных кафе это не всегда удается из-за шума большого количества посетителей.
Хороший бизнес план антикафе должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Помещения для антикафе должны быть несколько просторнее, чем те, которые необходимы для того, чтобы открыть кафе традиционного плана. Читайте подробнее в статье Бизнес план кафе.
Предполагается активное перемещение посетителей по залу, иногда — подвижные игры. В антикафе, как правило, размещаются крупные предметы мебели — кресла, диваны, матрацы.
Заведение будет привлекательным, если площадь зала для посетителей составит не менее 100 кв.м.
Кроме этого участка помещения, необходимо наличие пространства для барной стойки (4 кв.м.), небольшого склада для мебели и игровых принадлежностей (14 кв.м.), прихожей с раздевалкой (12 кв.м.), санузла (4 кв.м.).
Производственного цеха в антикафе, как правило нет. Напитки и еда, которые раздаются посетителям, обычно не скоропортящиеся и могут храниться прямо на барной стойке. Оптимальная площадь помещения для антикафе: 140-150 кв.м.
Владельцы антикафе обычно регистрируют свой бизнес под ОКВЭД 92.51 (учреждение клубного типа). С юридической точки зрения антикафе — это не общепит.
Поэтому, повышенного внимания со стороны СЭС к обустройству помещений под такой формат заведения обычно не возникает. Основное требование Пожарного надзора — наличие огнетушителя у входа в помещение (в ближайшем углу).
Стоимость месячной аренды помещения нужной площади — порядка 100-120 тыс. руб. (Москва), 70-80 тыс. (регионы).
Предстоят вложения в ремонт, покупку мебели: 300-350 тыс.
Годовые расходы на обустройство помещения в первый год бизнеса: 1,5-1,7 млн. (Москва), 1,1-1,2 млн. (регионы).
Для функционирования антикафе и комфортного пребывания в нем посетителей понадобятся:
Всего вложений в оборудование: 45 тыс.
Штатное расписание небольшого антикафе может выглядеть так:
На аутсорсинге:
Годовые расходы на персонал: 1-1,1 млн. (Москва), 770-800 тыс. (регионы).
Исходя из специфики целевой аудитории можно рекламировать заведение в двух основных направлениях: в непосредственной близости от заведения средствами наружной рекламы и в социальных сетях, где максимальная концентрация целевой аудитории.
Лицензий и особых разрешений на открытие антикафе не требуется. Но на случай повышенного внимания со стороны СЭС все же рекомендуется вовремя обзавестись Паспортом производственного контроля, а также заключить договора с городскими компаниями по дезинфекции и дератизации.
Получить эти бумаги проще всего через посредников. Их услуги обойдутся примерно в 20 тыс. руб.
Бизнес можно вести как ИП. Расходы по получению свидетельства в ФНС — около 2 тыс. руб.
Основные расходы владельца антикафе в первый год (аренда помещения, ремонт, зарплата персонала, оборудование): 2,5-2,7 млн. руб. (Москва), 1,9-2,1 млн. (регионы).
Годовые расходы на закупку печенья, чая и кофе: около 50 тыс. руб.
Расходы на оплату воды, электричества: порядка 40 тыс.
Стоимость посещения антикафе, в среднем по рынку, составляет 2 рубля в минуту. Средняя длительность посещения — 2-2,5 часа (в Москве), 1-1,5 часа (регионы). Средний трафик — порядка 50 посетителей в день.
Ожидаемая ежемесячная выручка: 360-400 тыс. руб. (Москва), 180-300 тыс. (регионы). Рентабельность бизнеса: 17-40%.
Повысить рентабельность можно за счет грамотного выбора месторасположения заведения. Оптимальный вариант — разместить антикафе неподалеку от вузов, торгово-развлекательных центров.
Можно проводить интересные акции (например, бесплатную дегустацию редкого сорта печенья), устраивать конкурсы — все то, что может привлекать целевую аудиторию.