Бизнес / Бизнес-планы /
Примерный бизнес план кафе - с чего начать, какие нужны документы, сколько можно заработать. Цифры могут отличаться, вы сможете скорректировать бизнес-план исходя из текущих условий.
Кафе – непременный атрибут городской жизни. Хорошее кафе всегда будут посещать. Показательно, что владельцы многих точек общепита такого типа отмечали необъяснимый рост выручки в кризис 2008-2009 годов – социологи затем выяснили, что люди приходили и «заедали» стресс вкусной едой и напитками.
В благополучные времена кафе и вовсе призваны процветать. Кафе, расположенное в удачном месте и с хорошим обслуживанием, позволит стабильно зарабатывать хорошие деньги, но об этом ниже.
Детальный бизнес-план кафе придется посчитать самостоятельно, исходя из ваших условий и планов, но в него непременно стоит включить следующие пункты:
Российские маркетологи почти единодушны в определении ядра целевой аудитории городских кафе – это молодежь 16-30 лет, а также женщины всех возрастов. И те, и другие выбирают кафе в качестве мест для «тусовки» или общения.
Точки, расположенные близ деловых центров, дополняются еще одним сегментом – людьми бизнеса (предпринимателями, менеджерами), которые могут себе позволить в кафе полноценно завтракать, обедать или ужинать.
По данным различных исследований, количество кафе на душу населения в России в десятки раз ниже, чем в Европе или США. Даже с учетом того, что покупательная способность россиян пока ниже, чем в развитых странах Запада – сегмент абсолютно не заполнен и конкуренция в нем невелика.
Существует особенность рынка общепита – уровень сервиса в разных точках (даже если они в рамках сети под единым брендом), а также качество еды и напитков может значительно различаться.
Почти всегда можно подвинуть конкурентов, просто наняв вежливый персонал и хороших поваров. Хороший бизнес план кафе должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Минимальная площадь помещения для открытия маленького кафе – 70 кв. м. Этого достаточно, чтобы разместить там следующие объекты:
СанПиН 2.3.6.1079-01 определяет ряд требований ко всем типам заведений общепита, включая кафе. Вот основные:
Аренда помещения в 70 кв. метров под кафе обойдется в 80-100 тыс. рублей в месяц в Москве и 50-70 тыс. в регионах.
Оптимальный набор оборудования для небольшого кафе может быть представлен следующим спектром:
Всего в оборудование придется вложить примерно 150-180 тыс. рублей.
Для работы небольшого кафе (30 мест) достаточно такого штатного расписания:
В рамках аутосорсинга (вне штата, по подряду или по договору с обслуживающей организацией) можно обращаться к услугам охранника (столица – 40 тыс. в месяц, регионы – 25 тыс.), бухгалтера (3-4 тыс.), электрика (4-5 тыс.), сантехника (2-3 тыс.).
Закон требует наличия у всех сотрудников (в том числе и у внештатных, которые допускаются к работе) медицинских книжек (медосмотр и оформление – 2-3 тыс. на человека, повторно – как правило, раз в год).
В год расходы на зарплату персонала (включая отчисления в пенсионный фонд и ФСС) обойдутся в 4-5 млн. рублей для Москвы, 2-3 млн. для регионов.
Самый, пожалуй, эффективный и не требующий вложений канал продвижения новых кафе – «сарафанное радио». Человек, которому понравилось обслуживание, обязательно расскажет о кафе своим друзьям. В помощь благодарному посетителю можно напечатать визитки и буклеты кафе, чтобы он взял их с собой и смог оставить собеседникам.
Если ваше основное преимущество - близость к естественным "скоплениям" целевой аудитории, то неплохо озаботиться вывесками, щитами или растяжками на видном месте. Подробнее о том, как размещать наружную рекламу.
Продвижение в интернете следует начинать, размещая информацию о своем заведении на посещаемых тематических ресурсах. Многие городские порталы имеют специальные разделы, посвященные выбору кафе и ресторанов. Читайте подробнее о рекламе в интернете.
Работайте с посетителями, побуждайте их оставлять хорошие отзывы о вашем кафе в интернете. Не стоит публиковать их искусственно, это сразу будет заметно.
Если вы считаете, что ваши услуги уникальны настолько, что люди поедут в ваше кафе специально в другую часть города, есть смысл рекламировать заведение непосредственно в поисковых системах.
Средняя стоимость привлечения нового клиента через поисковые или контекстные онлайн-каналы – 200-1000 рублей, что примерно равно среднему чеку.
Главная цель - чтобы новый посетитель стал постоянным клиентом и «окупил» себя в последующие визиты. Мы считаем, что для небольшого кафе реклама в интернете - не главный канал продвижения.
Сколько можно заработать на кафе? В первый год суммарные вложения на персонал, оборудование и аренду помещения кафе для Москвы - 5-6 млн. рублей, для регионов – 3-4 млн. Но это еще не все. В числе других обязательных расходов:
По самым скромным подсчетам, стартовый капитал будущего владельца кафе должен составить 5,5-6 млн. рублей в Москве, 3,4-4 млн. рублей в регионах.
Средняя рентабельность российских кафе – 25-30%. То есть, рассчитывать на то, что бизнес окупится, можно через 3-4 года.
Для открытия кафе потребуются документы:
Полный перечень документов, необходимых для открытия кафе, следует уточнять индивидуально для конкретного города и даже района.