Jetbusiness.ru

Бизнес план аптеки

Спрос на лекарственные препараты стабильно растет и его снижение не ожидается. Многие хронические заболевания молодеют. Стоит ли открывать аптеку в текущих условиях? Примерный бизнес план аптеки.

Приведенный бизнес план аптеки является приблизительным, но вы можете взять его за основу и использовать реальные цифры исходя из ваших реальных условий.

Целевая аудитория аптеки

Основные группы потребителей лекарств – пенсионеры и люди старше 30 лет. Наиболее активные покупатели аптек чаще всего женщины возраста 40 лет и выше.

На сегодняшний день аптеки предлагают такой перечень товаров, что их потенциальная целевая аудитория охватывает практически 100% совершеннолетнего населения.

На этом основании сегментацию целевой аудитории аптеки целесообразно производить не только по демографическим признакам, но в большей степени по интересам к отдельным группам заболеваний.

Конкуренция

Аптечный рынок в России – один из самых конкурентных. Велика доля государственных аптек (порядка 20%), иногда получающих дотации и имеющих возможность устанавливать нерыночные цены.

Противостоять конкуренции с их стороны можно за счет опережающего размещения аптек в зданиях новостроек (или рядом с ними), предоставления дополнительных сервисов (консультации, помощь в выборе лучшего товара для конкретной болезни и т.д.).

Относительно свободна ниша в сельской местности, в отдаленных регионах. Но рентабельность аптечных продаж там крайне мала из-за высокой себестоимости доставки лекарств.

Конечные цены, обеспечивающие минимальную прибыль, непривлекательны для жителей – им становится выгоднее покупать лекарства в городе.

По мнению действующих владельцев аптек, самое перспективное направление для поиска конкурентного преимущества - уровень сервиса.

Хороший бизнес план аптеки должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?

Требования к помещению аптеки

Бизнес план аптеки

Оптимальный формат бизнеса для начинающих предпринимателей – открытие небольшого аптечного пункта (киоска), реализующего готовые (фабричные) лекарства без рецепта. Основные требования к помещению, где предполагается его разместить:

  • изолированность (только один вход для посетителей);
  • доступ к погрузочно-разгрузочным площадкам здания;
  • наличие систем пожаротушения;
  • минимальная площадь – 38 кв.м. (если помещение входит в состав медучреждения – поликлиники, санатория и т.д., то 20 кв.м.);
  • помещение должно включать изолированные друг от друга торговый зал, место для хранения медикаментов и пункт приема товаров с выгрузки;
  • соответствие нормам СанПин, стандартам пожарной безопасности;
  • круглосуточное энергоснабжение;
  • горячее и холодное водоснабжение, отвод;
  • отопление;

Стоимость аренды помещения с минимальной площадью – 700-800 тыс. рублей в год (в Москве), 400-500 тыс. (регионы).

Оборудование для аптеки

Для работы небольшого аптечного пункта критически важно наличие:

  • кондиционера (20-25 тыс. рублей);
  • холодильника для лекарств (15-20 тыс.).

Для дополнительного контроля над микроклиматом может понадобиться гигрометр (1 тыс. рублей).

Персонал

Минимальный состав штатного расписания для небольшого аптечного пункта:

  • фармацевт (зарплата 30-35 тыс. рублей в Москве, 20-25 тыс. – регионы);
  • провизор (40-45 тыс. в Москве, 25-30 тыс. – регионы);
  • санитар (20-25 тыс. в Москве, 10-15 тыс. – регионы).

Фармацевт должен иметь среднее медицинское образование, провизор – высшее фармацевтическое.

Годовые расходы на персонал (зарплата плюс отчисления в ПФР и ФСС) – 1,5-1,8 млн. рублей (Москва), 800 тыс. – 1 млн. (регионы).

Все сотрудники должны иметь медкнижки (оформление на год каждому – 2000 руб.).

Реклама

Если вы открываете небольшую аптеку, ориентированную на жителей близлежащих домов, то основные рекламные затраты будут на вывеску, размещение объявлений и, при необходимости, установку рекламного щита по пути движения людей. Это могут быть остановки общественного транспорта, почта, продуктовый магазин.

Другой формат, набирающий популярность в последнее время - интернет-аптека с доставкой лекарств на дом. В этом случае аптека будет похожа на интернет-магазин, то есть потребуется активная деятельность для продвижения в интернете.

К доставке доступны все товары, за исключением лекарственных средств с содержанием этилового спирта более 25%, а также требующих рецепта и особых условий хранения.

Необходимые документы

Для работы аптечного пункта потребуется пять основных документов:

  • Разрешение, выдаваемое Роспотребнадзором;
  • Санитарный паспорт;
  • Разрешение на размещение объекта, выдаваемое муниципалитетом;
  • Разрешение, выдаваемое Пожарным надзором;
  • Лицензия на фармацевтическую деятельность (выдается муниципальным здравдепартаментом или региональным Минздравом);

Стоимость оформления документов через посредников – 50-70 тыс. рублей.

Организационно-правовой формой бизнеса может быть ИП. Оформляя заявку на свидетельство в ФНС, необходимо указать следующие ОКВЭД: 2.3, 52.31, 52.32, 52.33. Это позволит предпринимателю продавать фармацевтические, ортопедические, медицинские товары, а также косметику и парфюмерию.

Сколько можно заработать

Сколько можно заработать на аптеке? Структура стартового капитала для первого года работы небольшого аптечного пункта:

  • аренда помещения, зарплата персонала, закупки оборудования, оформление документов: 2,2-2,7 млн. руб. в Москве, 1,2-1,5 млн. в регионах;
  • расходы на ремонт помещения, закупка стеллажей, мебели: порядка 200-300 тыс. руб;
  • счета за электричество, воду: 40-50 тыс;

Среднерыночные темпы продаж в сегменте аптечных киосков – 60-70 покупок в день, средний чек – 210-240 руб. в Москве, 170-190 руб. в регионах. Средняя наценка по рынку – 50%, больше не позволяет конкуренция и политика государственных аптек.

Рентабельность сегмента в среднем по рынку – 10%. Этот показатель – целевой для аптечных сетей. Чтобы бизнес был в среднерыночной рентабельности, нужно будет закупать лекарств на сумму 1,4-1,7 млн. рублей.

Итоговый стартовый капитал (за первый год работы): 4,2-4,7 млн. в Москве, 3,3-3,4 млн. в регионах.

Чистая прибыль: 30-50 тыс. руб.

Чтобы повысить рентабельность и прибыль, предприниматель может сузить специализацию и позиционирование (например, выйти на рынок как аптека-дискаунтер, социальная аптека для пенсионеров или аптека для молодых мам), стать эксклюзивным дилером фармацевтических предприятий и повысить тем самым динамику продаж.

Видео

Интервью с владельцем аптечной сети, посвященное вопросам открытия аптеки и перспектив аптечного бизнеса в России.

Похожие статьи
Jetbusiness.ru © Начни свой бизнес
closearrow-downbars