Бизнес / Бизнес-планы /
Приведенный бизнес план продуктового магазина является приблизительным, но вы можете взять его за основу и использовать реальные цифры исходя из ваших реальных условий.
Торговля продуктами питания актуальна всегда. Люди могут отказаться от многого, но не от еды. В связи с этим многие предприниматели рассматривают в качестве собственного бизнеса открытие продовольственного магазина.
Попробуем разобраться, что нужно, чтобы открыть продовольственный магазин.
Розничный рынок продовольствия условно делят между собой следующие категории магазинов:
Первые две категории магазинов мы рассматривать не будем, так как это крупные предприятия, подразумевающие не только комплексы торговых и складских помещений, но и сотни человек персонала, транспорт и другую инфраструктуру.
Для малого бизнеса это не подходит. Остается лишь открытие небольшого продуктового магазина из третьей категории.
Целевая аудитория такого магазина - наемные работники по пути домой, молодые люди и пенсионеры. В ряде случаев это могут быть и представители "среднего класса", но они чаще всего пользуются услугами супермаркетов, а покупки в магазинах меньших форматов делают лишь при крайней необходимости.
Разумеется, не следует открывать магазин под боком крупного супермаркета. При прочих равных 95% покупателей будет выбирать крупный формат благодаря ассортименту. Наши основные преимущества, которые необходимо использовать:
Супермаркеты чаще всего расположены друг от друга на значительном расстоянии, что вполне естественно. Для некоторых категорий граждан расстояние 1 километр уже представляет собой проблему, поэтому территориальная близость будет для них важным аргументом в выборе магазина.
Продукты повседневного спроса имеют свойство внезапно заканчиваться. За счет правильно подобранного ассортимента вы можете привлечь покупателей из других категорий, которые из-за небольшой покупки не захотят специально ехать в супермаркет.
За счет личных отношений можно значительно увеличить число постоянных покупателей. Особенно это касается пенсионеров.
Мы не рекомендуем конкурировать с крупными магазинами за счет снижения цен. Вы лишитесь немалой доли прибыли и скорее всего, все равно проиграете. Низкий уровень доходности - преимущество магазинов с большим оборотом.
Основные правила конкурентной борьбы:
Хороший бизнес план продуктового магазина должен включать ответ на вопрос - как обойти конкурентов?
Как уже отмечалось, для открытия продуктового магазина выбор помещения - задача № 1. При выборе помещения оценивайте следующие факторы:
Площадь помещения следует выбирать исходя из масштабов предполагаемого магазина. Например, для магазина, специализирующегося на какой-то узкой нише (свежая выпечка, фермерские продукты) можно рассмотреть вариант покупки квартиры на первом этаже с последующим переводом в нежилой фонд. В любом случае для такого бизнеса вполне достаточно торговой площади 50 квадратных метров и еще 10-20 квадратных метров для склада и подсобных помещений.
Если планируется представить более широкий ассортимент, то следует искать помещение общей площадью 100-120 квадратов. Возможно, отдельностоящий павильон.
Средняя стоимость аренды торговых площадей - 600 рублей в месяц (в городах уровня Екатеринбург, Красноярск, Казань, Новосибирск) на состояние 2014 года. Итого следует рассчитывать стоимость аренды на уровне 40-60 тысяч рублей в зависимости от площади и расположения.
Не забывайте о том, что, вероятнее всего, придется делать ремонт. Как минимум косметический. В торговом зале все должно быть аккуратно, это сильно влияет на желание что-либо купить.
Это одна из основных статей расходов на старте такого бизнеса. Тут следует понимать, что для разных категорий товаров их состав будет различаться. Совершенно точно потребуются:
Для некоторых видов скоропортящейся продукции могут потребоваться холодильники, морозильники, холодильные витрины. Кроме того, помещение нужно будет оборудовать пожарной и охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения. Кроме того, необходима вывеска.
Общая стоимость торгового оборудования для небольшого магазина продуктов питания составит 300-500 тысяч рублей. Средства можно привлечь с помощью кредита для бизнеса.
Чем шире ассортимент, тем больше денег потребуется для закупки товара. Первую партию почти наверняка придется закупить на свои средства. Средний по величине магазин может насчитывать несколько сотен наименований товара.
В дальнейшем, когда вы наладите взаимоотношения с поставщиками, вы сможете брать часть товара на реализацию. Для первичного наполнения небольшого магазина может потребоваться до миллиона рублей.
Один из вариантов расширения ассортимента - рассмотреть проект рыбного магазина "под ключ".
Из поставщиков можно выбрать мелкооптовые рынки и сети, наподобие Metro. Уделите особое внимание поиску местных сельхозпроизводителей, которые по различным причинам плохо представлены в крупных торговых сетях.
С ними вы можете выторговать хорошие условия и обеспечить покупателей свежей и недорогой продукцией.
Для малого бизнеса предпочтительнее нанимать продавцов, имеющих опыт работы в продовольственных магазинах. Они должны иметь санитарную книжку, уметь обращаться с торговым оборудованием.
Средняя заработная плата продавца от 15 до 25 тысяч рублей. Можно ввести систему премирования за объем выручки, так как от поведения продавца сильно зависит выстраивание взаимоотношений с постоянными покупателями.
Если вы рассчитываете открыть продуктовый магазин, работающий по принципу самообслуживания, то дополнительно потребуются управляющий, кассир и охранник.
Самый эффективный вид рекламы - вывески и рекламные щиты в непосредственной близости от магазина. Например, вблизи остановки общественного транспорта.
Эффективным может оказаться расклейка объявлений на близлежащих домах об открытии магазина и проведении акции по этому поводу.
Главное - выработать у местных жителей привычку ходить в ваш магазин. Затраты на медийную рекламу не нужны. На первичную рекламу можно запланировать бюджет 20-30 тысяч рублей.
Для работы магазина необходимы документы:
Точный перечень необходимых для открытия продуктового магазина документов уточняйте на соответствие действующему законодательству.
Все зависит от оборота вашего магазина. Если взять среднестатистические показатели 300-500 покупателей в день со средним чеком 200 рублей, то ежемесячная выручка может составить 3 миллиона рублей.
При торговой наценке 20% прибыль составит 600 тысяч рублей. Вычтем расходы на аренду 60 тысяч, зарплату персоналу 100 тысяч рублей и прочие расходы 5% 30 тысяч рублей.
По приблизительной оценке ежемесячная чистая прибыль небольшого продуктового магазина может достигать 400 тысяч рублей.